Sep 18, 2011

Касание действия


bhūtabhāvodbhavakaro visargaḥ karma saṃjñitaḥ - “Выброс, причиняющий возникновение бывания бытий называется действием” (Бхагавад-Гита 8.3). Действие предшествует бытию. Действие творит вещи и тела, достаёт их из глины пред-твари, пред-действия (prakṛti), придаёт им силу времени. Бытие является следствием, продолжением действия. Действие не происходит в бытии, но причиняет его. Пространство действия – между сущим (sat), вечным, всегда настоящим, полным - и бытием (bhāva, bhūta), возникшим, временным, частичным, преходящим.

Сущее – пространство полноты смысла, непроявленного. Бытие – пространство его явления. Действие источает, творит, создаёт смысл в яви, раскрывая трёхмирье имени, образа, движения. Способность слуха становится пространством смысла, сущего, имени, называющего. Способность зрения становится пространством яви, бытия, образа, твари, называемого. Между ними остаётся способность осязания, касания, используемая как предел действия и движения.

Действие касается, мнёт, лепит глину пред-твари, пред-действия (prakṛti), доставая из неё существа и вещи. Вещь – продолжение действия, его слепок и память. Бытие вещи – это совершение, исчерпание вложенной в неё силы действия, постепенное возвращение назад в глину, распрямление и разглаживание её вмятин и складок. Образ – слепок, вмятина, память действия в пространстве зрения. Бытие - это память действия.

Восприятие вещи или тела – это прикосновение (sparśa), отпечаток (saṃskāra), след (pada) действия на внутренней глине сознания. Сознание, чувствование, чтение (citta) называется внутренним действием (antaḥ-karaṇa), внутренним пространством действия. В чувствовании разворачиваются и собираются в одно пространства способностей. Потому восприятие оказывается соприкосновением чувствований, со-осязанием деятелей. Иметь дело с вещью или телом значит иметь дело с прикосновением действия и его деятеля. И чтобы касание чувствований было возможным, чтобы граница чувствований была соприкасаемой, они все должны быть на самом деле частями, слепками, творениями единого, первичного пред-чувствования (caitanya).

Перевод с белорусского Максима Маковчика.