Apr 19, 2013

Разворот


Во вйакаране, традиционной грамматике санскрита, существует концепция vṛtti - “сворачивания-разворачивания”. Образование новых формальных элементов рассматривается как сворачивание более простых элементов, замена цепочки на единицу. Понимание свернутой формы подразумевает ее разворачивание, объяснение, возвращение в первичный вид. Выделяется пять сворачиваний:

1. dhātu-vṛtti - сворачивание корней. Такие соединения смыслов как “побуждает делать”, “хочет делать”, “хочет себе сына” сворачиваются в производные корни (kār-i, cikīr-ṣa, putrī-ya). Приэтом один смысл (“делать”, “сын”) представляется основой (kṛ-, putra-), а второй (“поюуждать”, “хотеть”) - аффиксом (-i, -sa, -ya).


2. kṛd-vṛtti - сворачивание в kṛt-конечные основы. Такие соединения смыслов как “деятель движения”, “бытие движения” сворачиваются в основы имён (gantṛ, vadana). Приэтом один смысл представляется как корень (gam-, vad-), а второй - как первичные ослекорневые аффиксы kṛt (-tṛ, -ana).


3. taddhita-vṛtti - сворачивание в taddhita-конечные основы. Такие сочетания смыслов как “сделанный из дерева”, “имеющий дерево” сворачиваются в основы имён (vṛkṣa-maya, vṛkṣa-vat). При этом один смысл представляется основой (vṛkṣa-), а второй - вторичными аффиксами taddhita (-maya, -vat).


4. samāsa-vṛtti - сворачивание сложных слов. Словосочетания сворачиваются в основы имён посредством удаления окончаний и соединение основ. Так, например, словосочетание tasya puruṣaḥ (“его человек”) представляется сложной основой tat-puruṣa.


5. ekaśeṣa-vṛtti - сворачивание в “одного последнего”. Образование форм парного и множественного числа также рассматривается как сворачивание словосочетаний. Так, форма vṛkṣau (“деревья”) рассматривается как сворачивание сочетания vṛkṣaḥ vṛkṣaḥ ca (“дерево и дерево”).

Таким образом, то, что в западной лингвистической традиции воспринимается как “словообразование”, деривация, в санскритской грамматике осмысливается как сворачивание “сложного” в “простое”, сокращение цепочки до единицы.

Теримн vṛtti употребляется также в Йога-сутрах Патанджали. Согласно традиционной точке зрения Патанджали считается также создателем Mahābhāṣya, “Великого Комментария” на грамматику Панини и главным из трех авторитетов вйакараны. Патанджали определяет йогу таким образом: yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ - “Йога - это прекращение vṛtti сознания”. Слово vṛtti образуется от корня vṛt (вертеться, обращаться, двигаться, существовать, происходить, действовать, возникать) и достаточно различно понимается переводчиками и комментаторами: как “действие, верчение, обращение сознания”.

Патанджали выделяет пять vṛtti:1. pramāṇa - “промерение”, правильное восприятие2. viparyaya - “извращение”, ошибочное восприятие3. vikalpa - вариация, восприятие слов, свободное от вещей4. nidrā - глубокий сон, восприятие небытия5. smṛti - память, вновь восприятие уже пережитого

Но возможно также и такое объяснение: “йога есть
прекращение сворачивания сознания”, где vṛtti понимается так же как в грамматике санскрита - как сворачивание, сокращение сложного к простому, цепочки к единице. В таком случае vṛtti Йога-сутр можно рассмотреть как разные виды сворачиваний сознания, подобно грамматическим сворачиваниям, образующим новые словы. Реальности бодрствования, сна, памяти, галлюцинации оказываются сворачиваниями сознания в определенные формы.

То, что кажется нам разворачиванием смыслов в чувственных пространствах, можно на самом деле представить и как сворачивание: выделение неединичного смысла, смысловой цепочки или предела, и сведение его ко внешнему объекту, единице. Сознание не только наполнено объектами, но все время создает новые объекты. Образование каждого объекта каждый раз объединяет определенную область сознания в целостность, единицу. Затем сознание строит из образованных объектов сложные структуры понятий и сворачивает их в новые объекты. После этого оно собирает понятия в новые структуруы и сворачивает их в новые объекты. В результате то, что кажется простым и единичным, является сворачиванием непростого и неединичного.

Сознание образует смысл из самого себя. Оно сокращает и сворачивает себя в смыслы. Затем оно собирает эти сокращения и сворачивает их в новые и новые сворачивания, создавая целый мир. Но весь этот мир появляется в результате сворачивания самого сознания. Сознание оказывается в созданном собой самим мире множественности и раздробленности. Из всей своей полноты оно оставляет себе небольшую часть и называет этот маленький кусочек себя “Я”. Свернутое сознание принимает форму сворачиваний, своих многочисленных содержаний - vṛttisārūpyam itaratra.

В грамматике санскрита разворачивание vṛtti восстанавливает настоящий, свернутыйв формы смысл. В таком случае,
прекращение сворачивания сознания - citta-vṛtti-nirodha - означает разворачивание, возвращение в свое первичное, развернутое, несокращенное, неизмененное состояние. И тогда зритель восстанавливается в своей собственной форме - tadā draṣṭuḥ svarūpe 'vasthānam. Прекращение сворачиваний, рзворачивание сознания восстанавливает единство (yoga), целостность себя.