В итихасах и пуранах вселенная представляет собой яйцо Брахмана (brahma-aṇḍa), в котором содержатся нижние, средние и высшие миры (loka). В центре круга мира (pari-maṇḍalaḥ) возвышается как огонь без дыма (vi-dhūma iva pāvakaḥ) золотая гора (kanaka-parvataḥ) Меру (meruḥ - MBh 6.7.8). Её склоны четырёх цветов, вокруг нее как лепестки лотоса находятся острова-континенты (dvīpa). Через гору Меру проходит ось мира, над ней находится полярная звезда (dhruva), вокруг нее вращаются солнце, месяц и звёзды (MBh 6.7.14). На склонах горы Меру живут дэвы (боги).
На традиционных изображениях гору Меру обычно показывают вершиной, перевернутой вниз. Как и в случае изображения древа мира (aśvattha), корни которого вверху, а ветви внизу (MBh 6. 37. 3), это также символ начала сверху. С другой стороны, перевёрнутая вершина горы образует два взаимопроникающих треугольника, шестиконечную звезду, символ связи Шивы и Шакти, женского и мужского. Неожиданное знание этот символ дает в связи с историей про пахтание океана: сделав вершину Меру (гору Мандару) мутовкой, а мирового змея Шешу верёвкой, дэвы и асуры (демоны, старшие братья дэвов) взбили океан молока (kṣirodadhi), и добыли нектар бессмертия (amṛta). Испив его, они стали бессмертными (amara).
Город богов, столица владыки дэвов, Индры, находится на горе Меру, и называется amarā (бессмертная) либо amarāvatī “обитель бессмертных”. Слово amarā в женском роде значит также «матка», что прямо резонирует с mātṛkā. Город бессмертных не могут посетить и увидеть неправедные существа (MBh 3.43.38). Волшебная гора и город богов на ней – общее место в мифологии индоевропейских народов, например Олимп у древних греков.
Гора образует вертикальное измерение. Её вершина – Одно, начало проявления и полюс мира, а основание – множество проявленного. Треугольник склонов горы является путём проявления от Одного к множеству. Это вертикальная, метафизическая карта мира, житель которого вовлечён в вертикальное жертвенное общение разных пластов реальности. Идентификация горы богов на карте нашей земли будет только символом, проекцией идеи, приемлемой только в таком качестве – вести вверх, к реальности высшего порядка.
Для славянского слуха слово nagara как бы говорит "на горе". Чудесным образом, но действительно город – это место на горе. Слово nagara (город) обычно производят по варттике к сутре Pāṇ. 5.2.107 от naga (гора), которая, в свою очередь, происходит от na (нет) и корня gam (идти, двигаться) согласно 5.2.107 и значит "недвижимый, непоколебимый". Название горы Меру производят от корня mi (устанавливать, основывать, строить, измерять) либо mā (мерить, формировать, создавать) при помощи аффикса ru (Uṇ. 4.110). И тут созвучие также оказывается кстати. Ось колеса мироздания, проходящая через гору Меру, является недвижимой точкой отношения всего движимого (jagat), мерой движения. Ось колеса – это место где отсутствует время, и поэтому место бессмертия. Город богов – осевое, нерушимое, полярное место, близкое к вершине первопринципа.
Но город образуют его жители, и в этом смысле город богов – это совокупность богов. Кто такие боги? Слово deva (бог) образуется от корня div (сиять, играть, соревноваться). В белорусском от этого корня остались "дзівіцца" (удивляться), дзіўны (удивительный)" и "дзеўка (девушка, дева)". Слово div (dyauḥ) значит также "небо". Дивные светлые существа, бессмертные небожители, герои бесконечных игр, о которых рассказывают многочисленные мифы, постоянные соперники асуров.
Каждый из дэвов имеет свою роль, функцию, воплощает собой определённую силу мира. Нет таких дэвов, которые были бы просто представителями вида дэвов. Любая идея, категория в конце концов оказывается воплощенной дэвом. Огонь, вода, ветер. Дэвы многосущи, поскольку есть везде, где присутствует воплощаемое ими явление. Как бог огня, присутствует в каждом огне. В этом смысле они бессмертны. Хотя огонь гаснет, его идея, источник его проявления горит постоянно. Дэвы имеют смысл только все вместе, в отношении друг к другу, как круг богов, как и воплощаемые ими сущности. Возникновение, родословная дэвов полностью сопоставима с путём проявления таттв. Дэвы - это воплощённые, сознательные, действующие идеи, внешняя, сияющая сторона Вед. Корень vid (знать, ведать, видеть) неспроста обратен корню div (сиять), как обратны друг другу смыслы "видеть" и "удивляться". Те, о ком пураны рассказывают истории, описываются как таттвы в ведантах. Индра, владыка богов, называется Атманом в упанишадах. Сайана называет дэвов жизненными дыханиями мира (prāṇa).
Из начала образуется всё и продолжает быть оформленным началом. Поэтому каждый из дэвов является воплощением, mūrti принципа, и в этом смысле почитается как самый главный. Отождествление себя с началом (tat tvam asi) отличает дэвов от их врагов асуров, отождествляющих себя с телом (см. историю ученичества у Праджапати Индры и Вирочаны - СhUp 8.7.12).
Алфавит (varṇa-cakram) – это круг форм, совокупность фонем языка. Varṇa, фонема – элемент, различающий смысл. Всё сложное понимается с помощью простого. Для понимания, предложения (vākya) делится на слова (pada), слова делятся на основы (prakṛti) и аффиксы (pratyaya) и в конце концов возводятся к корням (dhātu). Корни являются источником смысла, который всякий раз сужается аффиксами (pratyaya). Таким образом, при понимании происходит обращение к наиболее общим смыслам. Корни, аффиксы, частицы являются ограничением ещё более общих смыслов, которые выражают варны, фонемы. Варны разграничивают, разделяют единый, первичный смысл, и совмещаясь далее, образуют корни, семена (bīja) более конкретных смыслов. Не бывает формы без смысла и смысла без формы. Связь формы и смысла обязательна (nitya). Собственно, прохождение в обе стороны полного пути проявления речи – от единого смысла до варн, от варн до дхату, от дхату до пады, от пады до вакйи и назад, называется вйакарана (vyākaraṇam), грамматика санскрита.
С точки зрения вйакараны фонемы санскритского алфавита имеют смысл. Они выражают наиболее общие идеи, для создания которых достаточно только самого сознания. Круг варн, алфавит санскрита – это Веды, основа знания. И в этом смысле каждый звук алфавита является воплощением божества, дэва, а их совокупность создаёт город богов, deva-nagaram, вертикальное недвижимое место бессмертия, матрицу смыслов. Поэтому письмо, являющееся его визуальное проекцией, называют devanāgarī, письмом из города богов.
Перевод с белорусского Максима Маковчика.
No comments:
Post a Comment