May 20, 2011

Цель

Политика на санскрите — nīti — "ведение, направление", политик — netā — "вождь, руководитель", тот, кто ведёт. Куда ведёт? Политика — мастерство ставить цель (artha) и вести к цели. Ставить цель означает проявлять волю (vara), делать выбор из всевозможности выбора. Поставленная цель оправдывает средства, создаёт ценность, добро и зло, плюс и минус, задаёт алгоритм меньших выборов, создаёт путь.

Человечеством управляют конечные цели. Великие ответы на вопросы "в чём смысл жизни?", "зачем жить?". Спасение, пустота, освобождение, бессмертие. Как только дан ответ на такой вопрос, в нём наперёд задан алгоритм достижения цели. Достижение цели откладывается, но по дороге к ней делаются усилия, отдаётся сила, крутятся колёса. По дороге к великим целям человечество создаёт культуру и цивилизацию. Сколько конечных целей, столько и культур. Религии — это большая политика, большой проект, стада и их пастухи.

Но почему вообще человек задаёт эти вопросы: "в чём смысл жизни?", "зачем я живу?". Форма имеет смысл, и смысл имеет форму. Нет формы без смысла и смысла без формы. И хотя форма может иметь множество смыслов, и смысл проявляется множеством форм, это только перешифровка первичной связи. Форма и смысл — две стороны одного. Форма это граница, смысл — внутренность, одного и того же самого. Первичное неограниченное делится и форма создаёт смысл, но внутри и снаружи границ остаётся безграничное.

Человек находит себя как форму и спрашивает, в чём мой смысл? Свою жизнь, своё время он находит как смысл. Но этот вопрос включает его в порядок причины и обусловленности. Оно делает его вещью среди вещей. И находятся хитрые мудрецы, которые ласково предлагают ему свои окончательные ответы. И как только он принимает один из окончательных ответов, он отдаёт своё время большому проекту, которым всё оправдано. И найдутся операторы конвейера, которые распределят меньшие цели и поставят меньшие задачи. Смысл проекта только в том, чтобы украсть и поработить священное время человека, сделать его источником энергии для электростанции. Запрячь его крутить невольничьи колёса цивилизации по дороге к великой цели. И есть потребитель этой энергии.

Но есть ответ на вопрос про смысл жизни. Этот вопрос имеет смысл только тогда, когда реализуется только одна возможность, когда так, но не иначе. И тогда вопрос о смысле жизни значит: почему именно так? а также: как именно должно быть? Но когда реализуются все варианты сразу, все возможности, вопрос утрачивает свой смысл. И так, и так, и иначе. Колесо времени реализует все варианты, и каждая жизнь — мгновение большого времени. И с точки зрения центра колеса, время дано всё сразу, и только переживается как протяжённость. Всемогущество, реализация всевозможности снимает вопрос и задаёт новый.

Если человек форма, он уже и смысл, и цель. И среди тотальной причинности и разумности всего, самое удивительное — это его вопрос. В нём, как загадка поэзии, прячется ответ. Как может быть незнание причины среди тотальной причинности? И когда этот смысл задаёт свой вопрос, это значит, что эта беспричинность, свобода от обусловленности и есть его смысл. Свобода — sva-bhāva, своё бытие, —  sva-rūpa, своя форма, — sva-prakṛti, своя природа, — sva-artha, свой смысл, своя цель. Человек исходит из начала и тем самым уже является его целью, и эта цель свобода и её реализация, воля, выбор (vara).

Свобода как выбор, свобода как ответ сам по себе создаёт великую цель, великую политику и великую культуру, противоположную великому проекту порабощения. tadā draṣṭus sva-rūpe’vasthānam — "тогда воспринимающий оказывается в своей форме", становится самим собой — так формулирует цель йоги Патанджали.

Перевод с белорусского Руслана Прокопчука.

No comments:

Post a Comment