Oct 25, 2011

Сердце

śraddhāvāṃl labhate jñānaṃ – "Имеющий веру получает знание" (Бхагавад-Гӣта̄ 4.39). Что такое вера? Каков смысл веры? Как связаны вера и знание? Каким образом знание следует из веры?

Человек как существо появляется в результате раскрытия единого смыслом и явью, именем (nāman) и образом (rūpa). Человек живёт в мире знания, и только соответствие, тождество (tattva) яви и смысла делает знание возможным. Имя и образ – это имя и образ действия (karman) единого. Человек имеет пять способностей чувствования (indriya). Три из них образуют для человека три мира (tri-bhuvanam): небо (svar), землю (bhū) и пространство между ними (bhuvas). Слух (śrotra) – тончайшая и быстрейшая из способностей – употребляется как пространство имени и смысла, неба, пространство Того. Способность зрения (cakṣus) – длительная и устойчивая – употребляется как пространство яви и образа, земля, опора Этого. Между ними происходит и объединяет их пространство движения и действия, способность касания (sparśa) и ветра (vāyu). Имя – действие в пространстве слуха, образ – действие в пространстве зрения. Пять способностей – это пять выявлений (vyakti) единого великого бытия (mahābhūta). Две остальные способности – вкус (rasa) и обоняние (ghrāṇa) – пространства жизни животных. Может быть, возможны и другие способности, и иное их употребление, но соответствующее уже другим, дивным существам.

Существование в одном пространстве сводится к простой реакции на импульсы безо всякой возможности знать о себе, своём существовании и действии, рождении и смерти, без возможности изменить свою участь. Для существа, лишённого соответствия смысла и яви, любое разнообразие пространств будет чрезмерным, непознаваемым и несуществующим, равным тому же одному пространству. И только разделение на смысл и явь, имя и образ делает возможным знание и само-осмысление, со-знание. И хотя смысл и явь не тождественны образу и имени, хотя способности слуха и зрения применяются как пространства смысла и яви, человеческие слух и зрение могут возникнуть только вместе и как следствие возникновения яви и смысла. Что делает небо синим и безграничным, траву зелёной, а дерево высоким в наших глазах? Почему земля внизу, а небо вверху? Почему мы видим таким то, что видим? Потому что мир как пространство яви и всякая отдельная явь обязательно является отображением смысла. Смысл и явь образуют слух и зрение как пространства своего проявления. Различение смысла и имени, образа и яви вторично в человеке, а первоначальное неразличение полностью оправдано.

Знание может быть только знанием истины (sattva), того, как есть на самом деле. Без знания бытие словно равно небытию. Знание истины, верного невозможно без раскрытия одного существующего в двух пространствах – того и этого, обозначающего и обозначаемого, именующего и именуемого, смысла и яви и их соотвествия, соотношения, тождественности. "Это есть то", то смысл этой яви, то имя этого образа – это основополагающая двойственность и связь яви и смысла зовётся тождеством (tattva). То, что объединяет эти два пространства, утверждает их обязательную (nitya) изначальную связь (sambandha) – предшествует и знанию, и истине, и человеку как существу знания. Смысл обязательно является смыслом яви, а явь обязательно является явью смысла, они возникают и существуют одновременно, нет одного без другого. Тождество подразумевает не просто связь того или иного имени и образа, но целостную первоначальную верность, истинность пространства яви и пространства смысла как предпосылки всякого знания.

Ребёнок познаёт мир, исходя из одной этой уверенности (pratyaya) в тождестве смысла и яви. Он знает, ничего ещё не зная, но доверяя, что знание возможно в принципе, что вопросы имеют ответы, и это пространство доверия понемногу заполняется знанием. Вера языку, принятие тождества смысла и яви, доверие к языку необходимо как предпосылка познания и учения. Сомнение может возникнуть только после веры и никогда перед ней, так как сомнение - это сомнение в верности. Вера (śrat) делает возможным знание, истину и человека. śraddhāvāṃl labhate jñānaṃ – "Имеющий веру, получает знание" (Бхагавад-Гӣта̄ 4.39). Из веры на самом деле следует знание.

Слово śraddhā (вера) состоит из слова śrat (или śrad) и корня dhā (-деть, ставить, класть, устанавливать). śrat используется как приставка и с другими корнями – kṛ (делать) и dā (давать). Слово śrat может происходит от корня śrath (раскрепощаться, льнуть, приникать, полагаться, присоединяться, связываться), а в причинном смысле значит "стараться, пытаться, радоваться, связывать". Или, возможно, от незасвидетельствованного корня śrad. śrath перекликается с śri (льнуть, приникать, опираться), śru (слушать, слышать) и śrambh (доверять). От слова śrat происходят бел. "сярод, сярэдні, сэрца", "сердаваць, сярчаць", рус. "среди, сердце, усердствовать, сердиться", лат. "cor, cordis" (сердце), "credo" (верить), греч. "καρδία" (сердце), англ. "heart" (сердце). Таким образом, śraddhā есть сосредоточение, установление середины, сердца, центра, связь, соединение, приникание друг к другу.

Теперь привычно представляют сердце как подвижный кусок мяса внутри тела, а веру – как бездумное принятие за истину непроверенных сведений. Но если отказаться от иллюзии зрительной картины как объективной реальности и понять её как то, чем она и является – изображением, зрительным выражением смысла, то что тогда будет сердцем, серединой, центром существа и мира? В чём смысл сердца? Что оно делает? Сердце объединяет существо как середина колеса объединяет в круг спицы и обод. Сердце делает части целым телом. Без сердца существо умирает, и собранные в него составляющие распадаются. Поэтому существо вполне может быть сведено к своему сердцу, вместилищу души, источнику жизни и движения. Человек как существо живёт в мире языка и знания, и если распадается знание и язык, он перестаёт быть человеком. Человеческий мир – это упорядоченная целостность яви и смысла. Поэтому то, что собирает и связывает все яви и смыслы в цельность языка и цельность мира, является сердцем языка и человека. Верой называется это цельное, живительное действие сердца, та обязательная связь имени и образа, смысла и яви, что делает сам язык возможным.

Есть первичное соответствие, изначальное тождество сердца мира и сердца существа, великого и малого человеков. Сквозь середину этих двух колёс проходит ось вселенной, соединяя их в великую колесницу. Сдвиг, перемещение центра малого колеса соответственно меняет его соотношение с большим колесом. Горизонтальное расстояние между двумя центрами отсутствует, поэтому перенос центра означает путешествие по пространству всевозможности. Вера, помысленная как действие сердца, как могущество делать определенный смысл центром существа, поместить суть в своё сердце, выбирает дорогу и определяет мир. śraddhāmayoyaṃ puruṣo yo yacchraddhaḥ sa eva saḥ - "Человек этот полностью сделан из веры, какова его вера, таков и он" (Бхагавад-Гӣта̄ 17.3).

Предваряя знание, вера определяет бытие и небытие. aśraddhayā hutaṃ dattaṃ tapas taptaṃ kṛtaṃ ca yat, asad ity ucyate pārtha na ca tat prepya no iha – “Без веры пожертвованное, подаренное, содеянное, выстраданное называется не-сущим, Партха, ибо его действительно нет ни после, ни здесь (Бхагавад-Гӣта̄ 17.28). Неверие, сомнение (saṃśaya) рвёт обязательную связь тождества, обуславливающую сам человеческий мир. Разрушая веру, сомнение на самом деле разрушает самого человека, сминает его вертикальный тройственный мир в одномерное реактивное пространство. Утверждение необязательности, произвольности и условности связи яви и смысла, имени и образа хотя и имеет умственное оправдание, но на самом деле противоречит разуму как соответственному пространству смысла, удаляя самую его сердцевину. ajñaścāśraddadhānaśca saṃśayātmā vinaśyati, nāyaṃ loko'sti na paro na sukhaṃ saṃśayātmanaḥ - "Кто знания не имеет и веры, тот самосомнительный гибнет, ни этот мир, ни вышний, ни счастье для самосомнительных" (Бхагавад-Гӣта̄ 4.40).

sa prāṇam asṛjata, prāṇāc chraddhāṃ khaṃ vāyur jyotir āpaḥ pṛthivīndriyaṃ mano 'nnam, annād vīryaṃ tapo mantrāḥ karma lokā, lokeṣu nāma ca – "Он породил дыхание, из дыхания возникла вера, пространство, ветер, свет, воды, земля, способность, ум, пища, из пищи – семя, жар, мантры, действие, миры, и в мирах имя (Праш́на-упанишад 6-4). Слово prāṇa означает пред-движение, начало движения, и одновременно про-движение, движение вперёд. Из перводвижения, дыхания сначала появляется вера. Вера устанавливает явь и у яви появляется имя. Не зря другое слово, которым называется вера (viśvāsa) буквально означает "выдох".

máyā só ánnam atti yó vipáśyati yáḥ prāṇiti yá īṃ śṛṇóty uktám, amantávo māṃ tá úpa kṣiyanti śrudhí śruta śraddhiváṃ te vadāmi – “Мной пищу тот ест, кто видит, кто дышит, кто слушает сказанное, бессознательно живут они во мне, слушай, слушающий, верно говорю я (Р̣г-веда 10.125.4). Человек живёт и творит в речи, на земле яви, под небом смысла. Верой начинается проявление речи, вера повсеместно растворена в речи. Вера речи является источником знания.

Перевод с беларуского Алега Жлутки.

No comments:

Post a Comment