-->
svabhāvo'dhyātmam
ucyate - "Самобытие называется прасамостью".
(Бхагавад-Гита 8-3). Слово
adhyātma (прасамость) значит ātmānam adhikṛtya -
"над собой, о себе, сделав себя
предметом". В этом слове два
взаимоследственных смысла - "над-себя",
восхождения над собой, самоподнятия и
"про-себя", смысла себя и сути себя,
самосути. Соответственно прилагательное
ādhyātmika, обычно переводимое как "духовный"
значит “над-самостный” и “пра-самостный”.
Поднявшись над собой, сделав себя
предметом, сам становится смыслом себя.
Таким образом, над-самость, самопревосхождение
и пра-самость, наивысший сам (paramātmā),
смысл и суть себя, совпадают.
jitātmanaḥ
praśāntasya paramātmā samāhitaḥ - "С успокоенным,
победившим себя наивысший сам совпадает"
(Бхагавад-Гӣта̄ 6.7). Сам
- только тогда сам, когда превосходит
себя. Сам - это самопреодоление.
Слово svabhāva значит "своё бытие, бытие самого себя". Бытие есть воз-бытие (udbhava), возникновение, явление, становление. Бытие (bhāva) происходит (bhavati), а сущее (sat) есть (asti). Бытие - это явление сущего, невременного во времени, того (tat) в этом (idam). Прасамость (adhyātma) - это бытие себя, самобытие (svayambhāva), самовозникновение. Сам - значит самобытный (svayambhū), самоявный, самовольный, самовозникающий, самоосновный (svatantra).
В бытии себя, самоявлении бьется сердце самовосхождения. Ибо сам принципиально не сводим к явлению, образу, сам отвергает всякое изображение как себя, сам находится как отрицание всякого изображения - neti neti - “не это, не это". Бытие себя есть неприятие власти наличия, отождествления с изображением, формой. Нет себя с точки зрения наличия, но нет своих глаз у наличия, и только оком себя оно видит. Самобытие - это восстание против власти наличия, и самовозникновение вместо него. Самобытие есть исхождение из себя, поднятие себя над собой с помощью себя. uddhared ātmanātmānam nātmānam avasādayet ... bandhur ātmātmanas tasya yenātmaivātmanā jitaḥ - "Пусть поднимет себя собой, пусть сам себя не опускает ... Друг сам для себя у того, кем сам побежден собой" (Бхагавад-Гӣта̄ 6.5-6)
Свобода - прямой потомок слова svabhāva. Свобода - это свое бытие, бытие себя и собой (svabhāva), а значит - самовосхождение, превосхождение себя (svadhyāya). Быть свободным значит не быть тождественным этому, своему наличию, явлению, форме. Наличие предоставляет выбор из этого, но такой выбор - уже несвобода. Свобода - это отказ от выбора наличия, выбор неналичного, доставание иного варианта из-за своей спины, выбор, исходящий из себя самого. Свобода - это исхождение из самого себя, воля себя. svādhyāya-jñāna-yajñāś ca yatayaḥ saṃśitavratāḥ - "Знание самовосхождения - жертва тех, чья воля крепка" (Бхагавад-Гӣта̄ 4.28). Свобода - это выбор, воля (vrata, vara) себя (ātmānam) собой (ātmanā). Свобода не существует, не может быть дана, но должна происходить как действие самопревосхождения (svadhyāya). Свобода - это смысл себя, а̄тмана.
Никто не убедит, что свобода это рабство и осознанная необходимость, так как выбор свободы происходит не там, где действительны убеждения. Свобода происходит как надчувственный, надмысленный, надразумный выбор, исходящий из самого себя, противопоставляющий себя всему иному.
tuсchyénābhv ápihitaṃ yád āsīt tápasas tán mahinājāyataíkam - "Что было пустое, пустым сокрытое, могуществом жара возникло то одно" (Р̣г-веда 10.129.3). Риши увидели мир как свободу, самоосновное (svatantra) проявление самовозникшего (svayambhū). Самобытие, свобода - эта та мысль, в которой исток, ценность и цель ведической традиции. Свобода - в начале мира, достижение свободы, освобождение (mokṣa) - цель бытия. Без свободы все теряет свой смысл, так как свобода есть смысл самого всего. Поэтому, несомненно, традиция Вед - это традиция свободы.
asuryā nāma te lokā andhena tamasāvṛtāḥ, tāṃste pretyābhigacchanti ye ke cātmahano janāḥ - "Бессолнечны те миры, окутанные слепой тьмой, идут в них, преставившись, люди, убивающие себя" (Ӣш́а-упанишад 3). Человек живет сейчас в мире без солнца смысла, где все заранее решено и предписано, и ему остается только отбывать бытие как наказание. Человек чувствует себя лишенным смысла. Потому что отказ от свободы - это отказ от своего бытия, отказ от себя и своего смысла. Но смысл - не вещь, которую можно вернуть, забрав. Свобода не поддается реконструкции и восстановлению, но может быть только заново явлена из жара самовосстания.
Перевод
с беларуского автора.
А можно сказать, что главным проявлением свободы является творчество? Само-сотворение? Ведь это как раз то, чего нас лишает эра технологий, предопределенность судьбы потребителя. С помощью фармакологических средств нас лишают даже тоски, страданий, которые нужны для творчества, переосмысления и становления. Общество потребления не желает видеть и разбираться с такими "вольностями" и "сомнениями". Радость творчества, свободы - это та заветная ананда, которую ищет человек :)А еще свобода, творчество заложено в языке (хоть это уже совсем другая история).
ReplyDeletenāsti buddhir ayuktasya na cāyuktasya bhāvanā
ReplyDeletena cābhāvayataḥ śāntir aśāntasya kutaḥ sukham - "Нет разума у неединого, нет у неединого причинения бытия (творческой силы), у не причиняющего бытие (не творящего) нет спокойствия, откуда у лишенного спокойствия счастье?" (Бхагавад-Гита 2.66)
вообщем да, разговор о творчестве здесь к месту, главное, чтобы это было началом мысли, а не ее концом:)